Ретроградный Telegram, или Как по лекалам Wikipedia российские спецслужбы поставили социальную сеть «на колени»

Telegram, кроссплатформенный мессенджер, который был запущен в 2013 году, очень быстро набрал популярность не только в России, но и в мире, благодаря возможности свободно и с минимальными рисками отслеживания адресата сообщения выражать своим мысли. Для России, где тюремные сроки за репост и лайк стали суровой реальностью, а не мрачной неототалитарной фантазией, такое полезное свойство мессенджера было принято пользователями на ура.

Власти же РФ пытались всячески подмять мессенджер, вплоть до неоднократных попыток блокировки, которые со временем прекратились. В какой-то момент даже создавалось впечатление, что российские власти либо сдались в попытке перевести мессенджер под свой контроль, как это было с ВКонтакте, либо это произошло, но в закрытом формате. На самом же деле, обе эти версии не только имеют право на жизнь, но и фактически реализовались, но не в привычной для нас форме, когда социальная сеть переходит под управление спецслужб либо государственных структур.

За последние несколько лет на просторах Telegram появилось огромное количество каналов, которые ведут пропагандистскую деятельность в интересах кремлевского режима, являясь площадками, курируемыми теми или иными силовыми структурами, министерствами и т.д. Например, в 2020 году аналитики ресурса “Информационный навигатор” опубликовали список Telegram-каналов, представляющих собой сеть информационных площадок ГУ ГШ ВС РФ (ГРУ).

В 2020 году особо отчетливо стал проявляться информационный фактор влияния таких каналов по формированию повестки дня, а также освещению резонансных событий. От протестов в Беларуси, до войны в Нагорном Карабахе и социально-общественных волнений в США, вплоть до штурма Капитолия, — практически всегда в информационном потоке важную роль играли Telegram-площадки, аффилированные российскими спецслужбами. Фактически, российские силовики сделали с Telegram то, что они в свое время проделали с Wikipedia – наводнили его своими агентами влияния.

После того, как Wikipedia 10 июля 2012 года выступила с демаршем против первого репрессивного законопроекта №89417-6 о цензуре в сети Интернет, ограничив доступ к своим материалам ровно на сутки, ее не стали “ломать”, а попросту внедрили в ее “клуб редакторов” аффилированных персонажей, ведущих согласованную коррекцию и наполнение материалами, соответствующими пропагандистским требованиям.

Такое внедрение заняло довольно продолжительное время, но к 2014 году данная энциклопедия имела в своем редакторском составе достаточный пул “лояльных” корректоров, для которых первым боевым крещением стало наполнение ресурса информацией об оккупации полуострова Крым и части Донбасса. Наполнении, которое бы соответствовало российской пропагандистской повестке дня.

На сегодняшний же день Wikipedia не может называться свободной энциклопедией, несмотря даже на то, что не находится под прямым курированием со стороны российского руководства. В свою очередь, наличие армии аффилированных российскими спецслужбами корректоров не внушает доверия материалам кириллического сегмента.

Аналогичное внедрение было реализовано и в случае с Telegram, который не стали ломать в прямом смысле слова, но который сломали засильем пропаганды, выходящей за пределы кириллического сегмента и распространяющейся уже даже в среде англоязычных пользователей.

Военно-политический обозреватель Александр Коваленко

Источник: Информационное сопротивление


Поделитесь.