Kurier: Срабатывает ли на Западе путинская пропаганда Вещание RT – не повод объявлять чрезвычайное положение

Заставив RT назваться инагентом, США предоставили телеканалу, не имеющему значимого влияния, возможность изобразить себя мучеником свободы слова, а российской власти – повод предпринять меры против СМИ внутри страны.

Российский телеканал RT то и дело обвиняют в том, что он представляет собой не что иное, как инструмент российской пропаганды в условиях глобальной информационной войны.

В ответ на действия американской стороны, которая, обвиняя Россию во вмешательстве в ходе президентских выборов 2016 года, признала RT иностранным агентом, Москва планирует “ответить той же монетой”. “Для России это означает взять на мушку такие СМИ, как Radio Free Europe/Radio Liberty, Deutsche Welle и, возможно, CNN”, – говорится в статье.

Именно CNN, крупному частому независимому телеканалу, трудно принять, что его ставят в один ряд с RT. “Radio Free Europe/Radio Liberty финансируется из американского бюджета, вещает на страны постсоветского пространства и вроде как призвано формировать там общественное мнение. Радиостанция в прошлом неоднократно обвинялась в пропаганде в интересах ЦРУ, а ее сотрудники нередко становились объектами покушений со стороны спецслужб стран Восточного блока. Как и у RT, у радиостанции заметен крен в определенную сторону. По словам политолога и эксперта по России Герхарда Манготта, “у меня такое чувство, что с точки зрения журналистики Radio Free Europe/Radio Liberty работает чище”.

RT манипулирует информацией. Критика в адрес России в передачах, идущих в прямом эфире, сразу же подавляется, а из передач, выходящих в записи, критические места и вовсе вырезаются. С некоторых пор, отмечает Манготт, он больше не дает RT интервью. Телеканал определенно инструмент кремлевской пропаганды, эксперт называет его “российским Fox News”.

Правда, по словам политолога, для американцев решение определить RT в иностранные агенты становится “голом в собственные ворота”. Администрация США тем самым предоставила телеканалу, не имеющему значимого влияния, возможность изобразить себя мучеником свободы слова, а российской власти – повод предпринять меры против СМИ внутри страны.

RT существует всего 12 лет – однако в последние годы телеканал всегда был в центре громких событий.

В 1990-е годы в России заметили, какое влияние CNN оказывает на то, как воспринимается происходящее в мире. Еще при Борисе Ельцине тогдашний начальник Управления президента Российской Федерации по связям с общественностью Михаил Лесин предложил создать собственный телеканал, который предлагал бы российскую трактовку мировых событий. О независимом и частном телеканале, каким был и остается CNN, речи тогда, по всей видимости, не шло.

Но только в период экономического подъема, уже при Путине, в 2005 году создается телеканал Russia Today. В создании телеканала участвовало государственное информагентство РИА “Новости”, однако затем RT обрел независимость.

Возглавляющая RT Маргарита Симоньян ставила перед собой задачу создать более позитивный образ России в мире. Действительно, в первые годы своего существования RT пытался работать в этом направлении. В новостной повестке доминировали события в России или с участием России, телеканал предлагал официальную точку зрения. Однако мало кому это было интересно. А СМИ, у которого нет аудитории, бьет мимо своей цели. (…) Финансируемый российской властью проект после финансового кризиса 2008 года оказался на краю пропасти. Но Путин не дал ему сгинуть.

Russia Today рискнул встать на новые рельсы. Сегодня RT публикует информацию на сайтах и вещает из собственных региональных бюро на английском, арабском, немецком и французском языках. Бюджет телеканала оценивается в 275 млн евро, почти столько же, сколько у BBC World Service. Параллельно было создано видеоагентство Ruptly, ориентированное на более молодую аудиторию.

Вместо того чтобы рассказывать тем, кто живет в других странах, о России, RT стал больше сообщать им об их собственных странах. (…) В Европе RT бьет в набат по поводу угрозы заката европейской культуры из-за наплыва мигрантов. В США телеканал долгое время занимался историями, связанными с теориями заговора по поводу событий 11 сентября 2001 года. Суть событий при этом нередко искажается. Симоньян & Сo. пытаются нивелировать это впечатление, указывая на то, что Fox News поднимает аналогичные вопросы. Возможно, – признает Шаффер, – но Fox News, принадлежащий Мердоку, не считается эталоном журналистики”.

Приемлемой для телеканала стратегией стала попытка ослабить политические процессы в других странах. Россию обвиняют в этой связи в поддержке всякого рода маргинальных групп. И идеология не играет при этом никакой роли. Правые популисты и экстремисты, левые активисты, движения за независимость – важно лишь то, что их энергия направлена против истеблишмента. RT выделяет эфирное время как представителям всех этих групп, так и сомнительным экспертам и сторонникам теорий заговора.

Россия и раньше поддерживала политические группы за границей в интересах “реальной политики”. И если раньше, в советское время можно было опираться на союзников-коммунистов в других странах, то сегодня, указывает политолог Манготт, для этого отсутствует главное условие: “государственная идеология и идея”.

В Европе группы правого фланга симпатизируют путинской России, которая оказывает им финансовую поддержку. Их любимая тема, миграционная политика, как нельзя лучше подходит для того, чтобы постоянно будоражить народ. В качестве примера фейковых новостей − так называемое “дело Лизы”.

Однако подобные кампании по дезинформации не являются новым явлением. “New York Times еще в 1947 году сообщала о том, что СССР намерен заниматься антиамериканской пропагандой в Европе. Пропагандистская советская Österreichische Zeitung сообщала, к примеру, о том, что американские военные якобы устраивают грабежи на улицах Вены.

Манготт уверен в том, что Кремль пытается повлиять на общественность в других странах. Официально Россия это отрицает. Однако, например, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков на удивление открыто говорит об идущей сегодня полным ходом “гибридной войне”. И российская “информационная война” – не что иное, как реакция на “цветные революции” в Грузии, в Украине и в Киргизии.

RT, Ruptly и Sputnik активно используют социальные сети. В то время как их собственные сайты мало популярны в западном обществе, они заявляют о себе на Youtube, в Facebook, Twitter & Co, говорится в статье.

Если почитать записи выступления директора ЦРУ Роберта Гейтса в Сенате США в 1985 году, сразу вспоминаются сегодняшние дискуссии. Советы “будут размещать дезинформацию, распространять фальсифицированные документы, слухи (…) и формировать политику при помощи влиятельных агентов”. По мнению Гейтса, государственное информагентство ТАСС напичкано больше агентами, чем журналистами.

У новых инструментов Москвы, как и в прошлом, нет большого количества почитателей. Тем не менее, некоторые из них считаются самыми ловкими пропагандистскими инструментами XXI века.

Трудно защититься от подобной политики в сфере коммуникаций. Серьезным СМИ и политикам, по мнению Манготта, не остается ничего, кроме как максимально быстро разоблачать фальшивую информацию. Он призывает соблюдать сдержанность и воздержаться от заявлений о военном положении. По его мнению, российское влияние не настолько велико. Россия не создает проблемы в западном обществе – она в большей степени использует их в своих интересах. Референдумы по “Брекзиту” или независимости Каталонии, скорее всего, имели бы точно такой же исход и без влияния России, да и Трамп получил бы много голосов. Если избавиться от лежащих в основе этих явлений проблем или снизить их остроту, то и пропагандистское оружие умолкнет.

Kurier
Поделитесь.