Удаленное звено. Почему канал RT столкнулся с санкциями в Германии Решение YouTube заблокировать два немецкоязычных канала российской государственной телекомпании Russia Today вызвало бурную реакцию в Москве. В Германии санкции против RT Deutsch мало кого удивили. В YouTube заявили, что каналы были заблокированы из-за нарушения единых для всех пользователей правил сервиса

 

YouTube удалил без возможности восстановления два немецких канала RT – RT DE и Der Fehlende Part (DFP – переводится как «Недостающее звено»). Об этом сообщила в телеграме руководитель RT DE Динара Токтосунова. Главный редактор RT Маргарита Симоньян назвала действия видеохостинга «медийной войной». «Очень жду, что родное государство, не откладывая, запретит в России Дойче Велле и другие немецкие СМИ, а также закроет корпункты ARD и ZDF», – заявила она в твиттере.

Между тем само сообщение о решении YouTube на немецкоязычном интернет-сайте RT Deutsch начинается с неправды: «Без предупреждения YouTube удалил во второй половине дня во вторник каналы RT DE и Der Fehlende Part». В действительности этому предшествовало не просто предупреждение, но недельная блокировка YouTube-канала RT DE, так называемый страйк, когда в течение определенного времени администраторы лишаются возможности загружать новые видео на канал. RT DE получил страйк после указаний со стороны YouTube на недопустимость публикации дезинформационных материалов о пандемии коронавируса, ложных сообщений об опасности вакцин и т. п. Они противоречат правилам YouTube в отношении ложной информации о COVID-19. Несмотря на страйк, не дожидаясь окончания срока блокировки, российский телеканал выложил нарушающее правила видео на свой альтернативный канал в YouTube – Der Fehlende Part.

«RT DE было объявлено предупреждение за загрузку контента, нарушающего наши правила в отношении ложной информации о COVID-19. Это привело к приостановке их прав на публикацию видео. Во время приостановки прав владельцы канала пытались обойти ограничения, используя другой канал; в результате оба канала были закрыты за нарушение условий использования YouTube», – заявили в Google агентству «Интерфакс».

В RT DE заявили, что поводом для блокировки стало видео «месячной давности», по мнению видеохостиноговой площадки, содержавшее «медицинскую дезинформацию». Возможно, речь идет об интервью с «известным швейцарским иммунологом» Бедой Штадлером, в котором собеседник российского канала выражал сомнение в эффективности ПЦР-тестов и ношения масок и критиковал европейскую политику борьбы с пандемией COVID-19. Оно вышло 23 августа этого года.

Маргарита Симоньян заявила российскому агентству «РИА Новости», что четкие правила YouTube «нигде не прописаны». Но и это не так. Достаточно открыть страницу Google, который владеет видеохостингом YouTube, чтобы в этом убедиться. Здесь очень подробно, в деталях, с конкретными примерами, описано, что именно относится к ложной медицинской информации о коронавирусной инфекции.

Удаление обоих немецкоязычных каналов RT Симоньян расценила как «настоящую медийную войну», которую Берлин объявил Москве. В столь же разгневанном тоне выдержано и заявление МИД России в связи с решением YouTube. В нем отмечается, что «попытки интернет-гиганта увязать такие вопиющие действия с некими абстрактными «нарушениями внутренних правил сообщества» в качестве обоснования этого очевидного проявления цензуры… рассматриваться не могут и не будут». В мидовском заявлении даже употреблено слово «Инфобарбаросса», обыгрывающее название нацистского плана нападения на СССР.

Важно:  Столтенберг о российских войсках у границ Украины: "Не блеф"

В Германии нередко называют RT Deutsch источником не информации, а дезинформации. Одна из ведущих немецких газет – Frankfurter Allgemeine Zeitung – пишет о репутации RT как «инструмента пропаганды Кремля», распространяющего «по заданию российских властей» дезинформацию и теории заговоров. Второй канал немецкого телевидения – ZDF – предваряет свое сообщение о блокировке каналов RT Deutsch словами: «Пропаганда и фальшивая информация». «RT DE с 2014 года распространяет в Германии пропаганду, финансируемую Кремлем, и стремится ослабить доверие к демократическим институтам. Платформа не распространяет полностью сфабрикованные фейковые новости, дезинформация более тонкая. Репортеры искажают и игнорируют факты, тем самым сея недоверие к властям, политикам и авторитетным СМИ», – отмечал ранее журнал «Шпигель».

Эту позицию разделяют не только СМИ. В отчете немецкого Ведомства по охране конституции (контрразведки) за 2019 год говорится о том, что RT Deutsch и еще один российский государственный канал – Sputnik – это «инструменты российского руководства, пытающегося повлиять в Германии на политическое и общественное мнение». Газета TAZ, рассказывая о санкциях против RT DE и канала Der Fehlende Part, напоминает о том, что RT Deutsch пытался создать собственное телевидение в Германии. Была даже оборудована студия в Берлине и объявлено о наборе на работу двухсот человек, но попытка RT Deutsch получить в Люксембурге лицензию на вещание провалилась. В Германии канал сделать этого даже не пытался.

Удаленное звено. Почему канал RT столкнулся с санкциями в Германии

Радио Свобода ранее сообщало о другом событии, связанном с RT Deutsch: проигранном этим СМИ судебном процессе по делу о книге «RT Deutsch изнутри – медиаармия Путина в Германии». Ее автор – известный берлинский журналист Даниэль Ланге. Два года он сотрудничал с немецким отделением российского телеканала. В марте 2021 года, после конфликта с начальством, уволился и выпустил разоблачительное исследование. Он сам сверстал книгу и выложил для продажи в онлайн-магазине Amazon.

Ланге утверждает, что получал от начальства задания, не имеющие ничего общего с журналистикой. По его словам, ему предлагали следить за Алексеем Навальным во время пребывания российского политика на лечении в Берлине после попытки его отравления ядом «Новичок», а также за соратниками Навального – Леонидом Волковым и Марией Певчих. В качестве доказательства Ланге опубликовал переписку с редакторами в рабочем чате RT DE. Руководитель RT DE Динара Токтосунова отвергает все обвинения. По ее словам, Ланге давали не шпионские задания, а обычные журналистские поручения.

Важно:  "Вы чьи патриоты, Путина?" Жизнь в колонии-поселении после митинга

Представители канала пытались добиться, чтобы книга Даниэля Ланге была изъята из продажи, а утверждения ее автора – поставлены под сомнение. Во франкфуртском региональном суде прошел судебный процесс, завершившийся в начале сентября победой немецкого журналиста.

Блокировка YouTube каналов Russia Today в Германии будет иметь последствия, но они не могут быть отнесены к юридическим. А вмешательство российских властей в ситуацию будет означать ровно обратное – Кремль реализует собственные представления о том, что такое свобода массовой информации и каким должен быть «симметричный» ответ – прогнозирует управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко.

— В соответствии с пользовательским соглашением, которое подписывает каждый новый пользователь, желающий создать на YouTube свой канал, YouTube имеет право блокировать и удалять как материалы, так и в целом каналы за нарушение правил сообщества YouTube. YouTube такие полномочия необходимы для того, чтобы поддерживать на своей платформе тут атмосферу, которая привлекает на эту платформу миллиарды пользователей. Это относится, скорее, к сфере гражданских правоотношений, и российские власти решили ограничить такую свободу YouTube, регулировать содержание платформы, приняв несколько судебных решений и федеральных законов о том, что нельзя ограничивать право граждан Российской Федерации на получение и распространение информации. В соответствии с моей юридической позицией, YouTube не ограничивает никак свободу распространения информации со стороны создателей телеканала Russia Today по той причине, что YouTube просто не предоставляет им эту бесплатную услугу по распространению. Ну, точно так же, например, никто не может из нас с вами прийти на телеканал Russia Today и сказать: «Предоставьте нам полчаса эфира и распространите нашу точку зрения».

Поэтому свобода массовой информации подразумевает, что государство не должно вмешиваться в процесс распространения массовой информации, но граждане и компании не обязаны распространять материалы друг друга. Несмотря на это, уже несколько лет Роскомнадзор абсолютно необоснованно периодически заявляет о том, что он направил в Фейсбук, YouTube или другим интернет-платформам требование восстановить доступ к тому или иному контенту. Зачастую эти требования носят абсурдный характер. Например, когда телеведущий Владимир Соловьев огорчился, что его выпуски исчезли из трендов YouTube, Роскомнадзор вступился и требовал от YouTube, чтобы выпуски Соловьева не просто распространялись, но и распространялись в качестве такого контента, который YouTube обязан продвигать среди других пользователей, а уменьшение этого продвижения толковал как нарушение прав Соловьева. Разумеется, к праву это не имеет никакого отношения.

Важно:  Ксеноботы будущего. Как американские ученые научили роботов размножаться

РС: Главный редактор канала Russia Today Маргарита Симоньян назвала реакцию Google “медийной войной”. Российский МИД назвал удаление каналов “беспрецедентной информационной агрессией” и заявил о необходимости принять ответные меры. О каких ответных мерах в этом случае может идти речь?

Федор Кравченко: Как мне кажется, симметричной ответной мерой было бы, если бы Russia Today перестала писать, например, про YouTube или снимать про него передачи. Но, конечно, Маргарита Симоньян имеет в виду совершенно другие меры, которые предпримет не какая-то частная российская компания, которая вправе по своему выбору предоставлять или не предоставлять доступ к своей платформе. Она призывает государство, например, запретить распространение в России каких-либо вражеских голосов – как раньше называлось, а сейчас это просто иностранные средства массовой информации – которые вещают в России. Видимо, считают, что таким образом государство может вступиться за Russia Today. Теоретически это, конечно, возможно, но это действительно будет нарушением свободы массовой информации по той причине, что такие действия предпримет государство, а не, например, российская социальная сеть ВКонтакте, которая могла бы дать какой-то адекватный зеркальный ответ.

РС: Как может развиваться эта ситуация в ближайшее время?

Федор Кравченко: Судя по всему, для России принципиален вопрос о том, будет ли Russia Today на YouTube. Под Россией я, конечно, имею в виду Кремль, а не в целом страну. Поэтому, скорее всего, YouTube заставят перенести унижение и отменить решение о том, что канал Russia Today нарушает правила сообщества, и восстановить доступ к нему. Если YouTube будет сопротивляться, то, видимо, это будет одним из сигналов для Кремля, что необходимо заявлять о других политических шагах. Они могут быть сделаны в двух направлениях: это либо ограничение распространения в России иностранных СМИ, не знаю, Deutche Welle, например, или той замечательной радиостанции, на которой мы сейчас с вами разговариваем, либо ограничения в отношении YouTube, ну, например, замедление или блокировка. Но последнее означало бы огромные социальные волнения, которые Кремлю невыгодны.

Ефим Шуман и Любовь Чижова, "Радио Свобода"
Поделитесь.

Оставьте комментарий

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com